Театр абсурда

7 556 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Старков
    Вот сейчас видно, что мор пошёл... А весной такого не было.В России взлетело...
  • mark kapustin
    ЕС не признает Лу...
  • Пётр Петрович
    Лукаш, назвал врагов Белоруссии а почему послов не выслал? Очко заиграло опять на многовекторность?ЕС не признает Лу...

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

Вот уже вторая подряд гонка Формулы 1 — и обе прошли на итальянской земле — носит совершенно непредсказуемый характер и неожиданный финал, однако сравнивать их между собой не очень получается. Если Монца подарила, наконец, зрителям возможность посмотреть реконструкцию того, что могло бы происходить в Формуле 1 без доминирования Mercedes, то ГП Тосканы в Муджелло запомнится своими жесткими и жестокими авариями и, возможно, уроками, которые извлекут из них как организаторы, так и пилоты.

Что могло стать причиной такого количества аварий и столкновений?

Пожалуй, здесь сложились воедино многие обстоятельства, но прежде всего свою роль сыграли новизна трека для пилотов (мало кто здесь имел возможность проехать) и довольно сложная конфигурация трассы с длинным стартово-финишным прямиком и довольно широким первым поворотом, который должен компенсировать скорость на входе в него.

Трасса в Муджелло считается одной из самых скоростных и требовательных к пилотажу, здесь всего одна зона DRS, высокая зависимость от слипстрима, а въезд на питлейн и дальнее расположение стартово-финишной линии говорят о том, что рестарт за автомобилем безопасности может оказаться весьма непростым — как и получилось.

К тому же в Муджелло довольно узкие зоны безопасности, засыпанные гравием, а не заасфальтированные, как на большинстве современных треков, что, с одной стороны, хорошо, ибо «поймают» машину до того, как она врежется в стену, а с другой стороны — как в случае с Максом Ферстаппеном — не дадут возможности выбраться обратно на трек.

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

Про трассу в Муджелло много говорили, что она малообгонная, но уже первые гонки младших формульных серий доказали, что обгоны не просто могут быть, а их будет много. Как и столкновений.

Первое столкновение. Ферстаппен — на выход

Первый инцидент случился на первом же круге. Макс Ферстаппен взял хороший старт и едва не обогнал Льюиса Хэмилтона, который проиграл Валттери Боттасу и оказался вторым. Но затем силовая установка на его Red Bull внезапно потеряла мощность и Макс откатывается назад, пропуская почти весь пелотон. В этот момент позади происходит столкновение Гасли и Райкконена, которые «собирают» Грожана, а затем и Ферстаппена. Макс вылетает в гравий и основательно там застревает без возможности выбраться самостоятельно, так что для него это второй сход подряд, включая Монцу, и, похоже, второй сход, прямо или косвенно связанный с силовой установкой, ведь не будь этого мощностного провала, все было бы нормально. В результате своего схода Ферстаппен не потерял позиции в личном зачете, однако его отставание от второго места Валттери Боттаса существенно увеличилось — до 25 очков, а это уже многовато для борьбы за серебро в сезоне. И хотя впереди еще много гонок, соперничать с Боттасом на Mercedes будет очень и очень непросто.

Закончена была в этот момент гонка и для Пьера Гасли, который после победы в Монце не смог сначала выйти в Тоскане из первого сегмента квалификации, проиграв своему партнеру Даниилу Квяту, и стартовал 16-м, а затем и вовсе сошел из-за аварии.

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

Небольшое столкновение в начале первого круга происходит и между Сайнсом и Строллом. Автомобиль Сайнса разворачивает прямо на траектории, и Феттелю не удается его объехать: контакт. Для испанца все заканчивается благополучно, а вот Себ вынужден заехать на питлейн для замены носового обтекателя и заодно комплекта резины.

Шарль Леклер, который сделал Ferrari огромный подарок, квалифицировавшись на 1000-м Гран-при для Скудерии на пятой строчке, воспользовался ситуацией и сумел подняться до третьей позиции.

После первого столкновения на трассу на пять кругов вышел автомобиль безопасности, который в конце шестого круга погасил огни и свернул на питлейн. Далее произошло то, что может стать прецедентом для внесения определенных изменений в спортивный регламент.

Массовая авария на рестарте

Разобраться в том, что произошло на самом деле на первом рестарте в Муджелло, нам помогли пилоты программы SMP Racing, выступавшие в Формуле 1: Виталий Петров и Сергей Сироткин.

В спортивном регламенте FIA написано:

«Когда машина безопасности приближается к въезду на питлейн, световые панели FIA будут погашены, а вместо них появятся зеленые флаги и зеленые огни на трассе. Ни один гонщик не может обгонять другую машину, пока он не пересечет Линию (подразумевается стартово-финишная белая линия) в первый раз после того, как машина безопасности вернется на питлейн».

При этом машины могут начинать разгон после того, как автомобиль безопасности покинет трассу и появятся зеленые флаги. С этого момента лидирующая в гонке машина может задавать желаемый ей темп. (п. 39.13)

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

Зеленые флаги появились на трассе в тот момент, когда лидировавший в гонке Валттери Боттас выходил из последнего поворота (sc уже ушел на питлейн). Однако Боттас прекрасно понимал, что если он сейчас нажмет на газ, то Хэмилтон сделает то же самое, получит слипстрим и затем легко обойдет его на прямой. DRS же будет активирован гоночной дирекцией только круг или два спустя, и за это время Хэмилтон уже сможет далеко уехать. Именно поэтому Валттери до самого последнего момента ехал медленно, прогревал шины и нажал на газ только уже на самой линии, дабы не подарить Льюису преимущества.

— Обычно пилоты начинают разгоняться уже сразу после последнего поворота, а после линии тебя имеют право обгонять, — разъяснил Виталий Петров. — Боттас понимал, что Хэмилтону будет важен слипстрим, а чем дольше он будет его сдерживать, тем короче будет прямая для обгона, и, скорее всего, он сумеет сохранить лидерство.

Но проблема в том, что пилоты во второй половине пелотона об этом и не догадывались. Увидев зеленые флаги, они нажали на газ и приготовились к борьбе за позиции сразу после рестарта.

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

В трансляции было видно, как первая десятка пилотов, включая Даниила Квята и Эстебана Окона, держится в том же ритме, что и машины-лидеры, а вот далее им было уже довольно сложно понять, что происходит в голове пелотона, и гонщики по привычке нажали на газ. В тот момент, когда стало понятно, что впереди еще никто не едет, скорость избыточная, а обгоны все еще запрещены, пилоты начали резко тормозить и менять траектории, чтобы избежать столкновения. Было видно, как Латифи пытается объехать внезапно затормозившего Магнуссена, а Джовинацци внезапно обнаруживает его прямо перед собой. Именно это и привело к глобальной аварии, в результате которой были серьезно разбиты четыре машины — Магнуссена, Джовинацци, Сайнса, и Латифи сошел чуть позже, но сами пилоты, к счастью, никаких серьезных травм не получили.

В итоге гонка была остановлена красными флагами, все пилоты заехали на питлейн

— Момент был очень опасным, — сказал Карлос Сайнс. — Мы успели разогнаться до 290 километров в час, так как были уверены, что гонка возобновилась. Когда выяснилось, что это не так, все ударили по тормозам, а я поздно это заметил и врезался в другие автомобили. Судьям нужно обратить внимание на этот инцидент: последствия могли оказаться намного серьезнее.

Антонио Джовинацци рассказал, что перед рестартом образовалась плотная группа пилотов, и все были уверены, что рестарт состоялся. «Потом я увидел, что Магнуссен передо мной фактически остановился, и увернуться уже не смог. Случилась действительно страшная ситуация, и теперь нужно подумать, как изменить процедуру рестарта, чтобы подобных аварий больше не происходило».

Николас Латифи: «Понятно, что лидеры в такие моменты думают о том, как ускориться самому и не дать слипстрима другому. Но дальше в пелотоне крайне сложно оценить их действия. Из-за этого приходится ориентироваться на машины впереди, что и приводит к “эффекту гармошки”. И, к сожалению, я действительно не мог ничего сделать, чтобы избежать столкновения».

В период действия красных флагов происходит и еще один сход: гонка закончена для Эстебана Окона, у которого с самого начала возникли проблемы с тормозами.

Для разбирательства уже после финиша гонки к судьям по очереди вызвали трех пилотов — Кевина Магнуссена, Николаса Латифи и Даниила Квята — за нарушение все того же пункта 39.13 спортивного регламента Формулы 1, где сказано:

«Во избежание вероятности инцидентов до того, как машина безопасности вернется на питлейн, с точки, в которой погаснут огни на машине, пилоты должны двигаться в темпе, который не предполагает беспорядочного ускорения или торможения, а также любых других маневров, которые могут поставить под угрозу безопасность других пилотов или помешать рестарту».

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

Однако в итоге никто из них не получил никакого наказания, но предупреждение было вынесено 12 пилотам, среди них: Кевин Магнуссен, Даниил Квят, Николас Латифи, Алекс Элбон, Ландо Норрис, Лэнс Стролл, Даниэль Риккардо, Серхио Перес, Эстебан Окон, Джордж Расселл, Антонио Джовинацци и Карлос Сайнс.

Решение судей в связи с аварией на рестарте:

«Стюарды пришли к выводу, что основной причиной этого инцидента было непоследовательное нажатие на педали газа и тормоза в последнем повороте перед въездом на питлейн указанными выше пилотами. Стюарды признают проблемы, связанные с расположением контрольной линии на этой трассе, и желание пилотов воспользоваться преимуществами рестарта.

Однако этот инцидент демонстрирует необходимость проявлять осторожность во время рестарта и обратить внимание на то, что имел место эффект гармошки, резко усиливающийся по мере своего движения к хвосту пелотона.

Мы также отмечаем, что некоторые пилоты могли бы избежать участия в инциденте, если бы они не следовали непосредственно за впереди идущей машиной. Тем самым они фактически заблокировали всю видимость происходящего для тех, кто следовал позади них.

Было принято решение ограничиться предупреждениями, так как стюарды считают, что ни один пилот не виноват полностью или преимущественно.

Далее было отмечено, что пилот машины № 77 (Валттери Боттас) и другие пилоты, участвовавшие в рестарте, не упомянутые выше, соблюдали правила. А автомобиль № 77 имел право по регламенту устанавливать темп на рестарте».

После второго рестарта

В этот раз был дан уже рестарт с места, и Хэмилтону удается уже в первом повороте обойти Боттаса по внешней и захватить лидерство в гонке. Третьим остается Шарль Леклер, а вот Элбон теряет три позиции, пропуская вперед Стролла, Переса и Риккардо, и откатывается на седьмую строчку.

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

На самом деле именно в этот момент и можно сказать, что началась непосредственно сама гонка — на девятом круге — так как до этого были либо процедуры старта, либо движение за автомобилем безопасности, либо рестарты. И на ближайших кругах стала понятна настоящая расстановка сил: отставание Шарля Леклера от Мерседесов стало катастрофически расти, и он начал терять позицию за позицией просто потому, что не мог сравниться по скорости с остальными машинами. На 22-м круге он заезжает на очередной пит-стоп и переобувается на хард.

Борьба происходит и в хвосте пелотона. Рассел, проигравший позиции на рестарте, стал их понемногу отвоевывать, вновь вернувшись на десятое место после обгона Райкконена.

Вообще, с момента второго рестарта вся основная борьба в пелотоне происходит за третье место на подиуме, которое на протяжении всей гонки переходит из рук в руки: за него сражаются Стролл, Риккардо и, возможно, Элбон, если ему удастся справиться с имеющимися проблемами. А также могут поспорить Норрис и Перес. Но пока Норрис сражается с Пересом на трассе, Renault поступают хитрее, совершив так называемый «андеркат» на пит-стопе Риккардо. В итоге австралиец опережает Стролла в борьбе за третье место, теперь его задача — удержать результат.

Интересная ситуация происходит и в Mercedes. Боттас по радио настаивает, чтобы на пит-стопе ему поставили «противоположные шины, чем у Хэмилтона», затем жалуется на резину и в итоге на 32-м круге заезжает за свежим комплектом хард. Хэмилтону сообщают об этом по радио, рекомендуя теперь не затягивать пит-стоп, чтобы не потерять важные секунды, и Льюис следует совету. Это помогает ему сохранить преимущество над Боттасом и лидерство в гонке. В итоге оба пилота Mercedes оказались на одинаковых комплектах хард — просто потому, что Боттас заехал первым.

Еще одна авария и красные флаги

На 44-м круге происходит следующая крупная авария: между восьмым и девятым поворотами машину Лэнса Стролла внезапно на большой скорости срывает и бросает в отбойники. Пилот подозревает, что произошел прокол, но есть и другая версия — поломка подвески. Машина сильно повреждена, маршалы ее тушат, но Стролл благополучно сам выбирается из кокпита.

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

И вновь сначала на трассу выпускают автомобиль безопасности, под которым начинается очередная волна пит-стопов, а затем опять вывешивают красные флаги.

На этот раз остановка гонки оказывается даже дольше: барьеры безопасности серьезно разрушены после столкновения со Строллом, и требуется время, чтобы их восстановить.

Третий рестарт также оказывается неудачным для Боттаса, зато Даниэль Риккардо буквально выстреливает вперед, обгоняет финского пилота и располагается позади Хэмилтона. Радость, правда, длится недолго: уже через круг Боттас возвращает позицию, а еще через три круга и третье место ускользает от Риккардо, когда его проходит Элбон.

Для Алекса Элбона наконец-то наступает долгожданный момент: ему удается удерживать позицию до самого финиша и впервые подняться на подиум в Формуле 1. К сожалению, для Даниэля Риккардо все заканчивается на четвертой позиции — самой обидной из всех: Renault никак не могут добиться хотя бы одного подиума в гонке.

Даниил Квят финиширует седьмым и набирает шесть очков. Теперь у него десять очков в личном зачете, и он поднимается на 14-ю строчку рейтинга, опередив Нико Хюлькенберга.

Что же касается Ferrari, То Леклер и Феттель финишируют на восьмом и десятом местах, их разделяет Кими Райкконен, получивший пятисекундный штраф за пересечение белой линии на въезде в питлейн. К сожалению, Шарль Леклер вновь теряет позицию, уступая Риккардо, и опускается на восьмую строчку рейтинга. Теперь его отделяет всего пять очков от Серхио Переса и шесть — от Гасли.

Джордж Рассел в этой гонке долго боролся с Себастьяном и даже имел шанс заработать в этой гонке свои первые очки, если бы не неудачный рестарт, на котором он откатился существенно назад. Но его темп был сопоставим с темпом Себастьяна Феттеля, и это вряд ли комплимент последнему.

Все ради зрелища?

Топ-пилоты после гонки в Муджелло высказали свое мнение по поводу происшедшего на ГП Тосканы, и главное, в чем они сошлись, что вина организаторов в случившемся не менее велика.

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

Например, Валттери Боттас рассказал, что команда Mercedes высказала беспокойство по поводу процедуры рестарта после того, как увидели схему трассы и поняли, что между линией автомобиля безопасности (когда включаются зеленые флаги) и линией рестарта (когда уже разрешены обгоны) слишком большое расстояние. «Но они (организаторы) сказали, что собираются продолжать делать это, так как это лучше для шоу — я думаю, именно таков был их ответ. Не знаю, кто точно — FIA или FOM — но это они руководят действиями автомобиля безопасности и стараются погасить огни на машине как можно позже, считая, что это не позволит заранее увеличить отрыв и сделает шоу интереснее для зрителей. Понятно, что когда ты лидируешь, ты стараешься максимально увеличить свои шансы, так что не надо меня за это винить. Любой поступил бы так же».

— После успеха процедуры рестарта с места в Монце, похоже, они теперь будут использовать любой клочок бумаги на трассе как повод вывесить красные флаги и провести рестарт, — сказал Льюис Хэмилтон. — Я могу понять почему: потому что каждый рестарт — это захватывающее зрелище. Когда в гонке все растягиваются по трассе и отрывы увеличиваются до десятков секунд, гонка становится скучной. То же самое происходит и в НАСКАРе: они все время дают желтые флаги и выпускают на трассу сейфити-кар, потому что это держит всех в напряжении. Но необходимо принять во внимание и безопасность, сегодня с ней были проблемы.

Алекс Элбон сказал, что столь дальнее расположение стартовой линии на треке в Муджелло и ограничение, наложенное на схему рестарта, сделали очевидным желание Боттаса стартовать как можно позже. При этом остальные пытаются упредить старт так, чтобы получить преимущество и суметь выстрелить на рестарте, но в этот раз Валттери нажал на газ намного позже, чем все думали.

Джордж Рассел также поддержал пилотов Mercedes, но выразил мнение, что в столкновении есть и вина непосредственных его участников, так как они начали набирать скорость, а потом стали тормозить.

— Мне повезло, что я не оказался замешан в инциденте, — сказал Джордж Рассел. — В тот момент, когда все стали резко тормозить, я посмотрел в зеркала, увидел позади себя хаос и просто нажал на газ, чтобы избежать его. Это напоминало немного, когда ты тормозишь на автобане перед внезапной пробкой и контролируешь в зеркалах, что же происходит позади, чтобы успеть подвинуться.

ГП Тосканы: как отметили 1000-й Гран-при Ferrari

Интересно, как отреагировал на все вышесказанное руководитель гонки Майкл Маси:

— Я не думаю, что мы должны пересматривать процедуру рестарта после чьих-то утверждений, что «безопасность превыше всего, а кто так не считает, тот всех оскорбляет». Можно критиковать все, что угодно, но посмотрите на Формулу 3: у них была очень похожая ситуация с рестартом, и ничего, все с этим отлично справились. А ведь в наших гонках участвует 20 самых лучших пилотов в мире!

Так или иначе, определенные выводы будут сделаны всеми действующими лицами. Неизвестно, получит ли трасса в Муджелло еще хотя бы один Гран-при в свое распоряжение, ведь и в этот раз проведение было продиктовано форс-мажорными обстоятельствами. Но считать его удачным поводов не очень много. С другой стороны — трасса сильно отличается от привычных современных автодромов, и в этом ее безусловная прелесть.

Следующий Гран-при состоится в Сочи 26-27 сентября.

Читать полностью: Drom.ru — всероссийский автомобильный портал

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх