Театр абсурда

7 584 подписчика

Свежие комментарии

  • Андрей18 января, 10:54
    жаль,что не сдохПервый акт инаугу...
  • Андрей18 января, 10:53
    а почему не позлорадствовать?Хватит обсуждать,...
  • Nata18 января, 7:10
    ребята, вопрос не толерантный.У России есть соб...

Гидра под названием "Цензура"

Гидра под названием "Цензура"

Давайте немного отвлечемся от политики и позволим нашим оппонентам передохнуть. Пусть попьют валерьянки, полистают методички, помедитируют на изображение своего ушедшего в приальпийские луга лидера, а мы вновь обратимся к затронутой мной некоторое время назад теме "советской цензуры". Хотя наши оппоненты тоже очень любят распространяться о том, как эта гидра паразитировала на шее трудового народа и разрешала ему смотреть фильмы только про сталеваров, лесорубов, монтажников-высотников и прочих передовиках производства. А про чудесную Америку и сказочную Европу не разрешала! Ну или пропускала фильмы, в которых эти самые америки с европами выставлялись в самом неприглядном свете.
Коллаж автора
Коллаж автора

Итак, с перестроечных времен в головы бывших советских граждан настойчиво внедряется миф, что Советская власть забила все полки кинофондов запрещенными киношедеврами. Штабелями эти шедевры там лежали и пылились. И ждали своего часа, когда освободятся от советских пут и оков и выльются на экраны. И как только это произойдет, как только откроют кран (вернее, трубу прорвет), счастливые постсоветские граждане толпами ринутся в кинотеатры и начнут приобщаться. Приобщаться и приобщаться... Впивать и впитывать.

Проникаться высоким искусством. Ну, полилось, а что там полилось, вы и без меня знаете, повторяться не буду. И до сих пор льется. Никак сантехника не вызовут.

И все-таки вопрос. Где деньги, Зин шедевры? Наверное, "проклятые коммуняки" с криком "Так не доставайся же ты никому!" сожгли весь советский киноархив. Кто-нибудь запрещенный киношедевр вспомнит? Ну тот, который пылился, а потом вдруг выстрелил? Напишите, я буду рада.

В качестве контраргумента мне могут предъявить фильм "Интервенция", снятый в 1968 году и выпущенный из-под ареста только 1987 году. Давайте разберемся: почему фильм столь длительное время пролежал на полках Госфильмофонда.

Сюжет фильма: "про "красных" и "белых" в Одессе в 1919 году. В главной роли: Владимир Высоцкий.
Через год после 
"Интервенции" выходит похожий фильм "Опасные гастроли", опять Одесса, опять Высоцкий в главной роли и те же большевики. Может, причина в Высоцком? Ну так он и до этого снимался - в "Стряпухе" и в знаменитом фильме "Вертикаль".

Коллаж автора
Коллаж автора

Может быть, цензоры усмотрели в этом фильме " антисоветчину"? Проверяем.
Фильм
 "Интервенция" снят по пьесе драматурга Льва Славина, написанной еще в 1932 году. Смотрим историю этой пьесы.
1933—1937 г. г. Спектакль "Интервенция" шел с успехом по всей стране при кровавых чекистах Ягоде и Ежове, в период самых массовых репрессий.
1957 год . Вторая жизнь пьесы "Интервенция". В преддверии 40-летия Октябрьской революции её ставят все кому не лень.
1967 год. «Интервенцию» ставят в Московском театре Сатиры. Спектакль стал одним из лучших спектаклей театра в 1960—1970-х годах и одной из лучших театральных постановок. Его ставят во многих театрах страны.
Ну и где политическая подоплека? А может всё проще. Неудачное и низкопробное кино? Ну, лежало и пусть бы себе лежало дальше. Лично меня этот фильм ну совсем не впечатлил. Но я могу ошибаться. Я такая. Мне и "Игра престолов" не нравится. Вот ужас-то!

А теперь разберем эту многоголовую гидру по косточкам и просветим рентгеном.
Начнем с головы. Голова этой гидры звалась Суслов Михаил Андреевич - правая рука Леонида Ильича Брежнева, главный идеолог КПСС, ВЛКСМ и всего советского народа. Именно он был ответственным за морально-нравственное состояние общества. Непосредственно под его руководством были Госкомитет СССР по кинематографии, все газеты и журналы, театральная тусовка и кадровая политика.

Цензура в СССР со стороны худсоветов носила в первую очередь идеологический характер. Основными объектами цензуры были так называемая «антисоветская пропаганда», военные и экономические секреты, негативная информация о состоянии дел в стране (катастрофы, экономические проблемы, межнациональные конфликты, отрицательные социальные явления и т. д.

Однако, не следует забывать, что все советское кино это тоже индустрия, как и любая другая, действующая в условиях социалистической плановой экономики.
Прежде, чем запустить фильм в производство, его обсуждает худсовет киностудии. Некоторые могут назвать это цензурой. Зовите, как хотите, но "худсоветы" до сих пор существует во всех театрах. На "худсовете" киностудии вносятся рекомендации и поправки в сценарий, после чего утверждается график производства по дням, неделям и месяцам, и не дай бог из него выбиться. И никого не е... греет, что были плохие погодные условия или другие объективные или субъективные причины.

Обсуждение фильма «Солярис» на худсовете «Мосфильма», 1971. С сайта https://bestlj.ru
Обсуждение фильма «Солярис» на худсовете «Мосфильма», 1971. С сайта https://bestlj.ru

По воспоминаниям моего соавтора, того самого, кто работал оператором на Мосфильме (я о нем упоминала в статье А был ли Брежнев?), у них однажды на съемках произошел сбой, после которого они работали по 12-14 часов. Причем технический персонал ночевал прямо на съемочной площадке. Сбой в графике сулил лишение премии и уменьшение выплат дополнительного гонорара, а также перенос даты выпуска фильма на широкий экран. Еще страшнее - не уложиться в график студийных съемок. Потому что за дверями стояла и дожидалась своей очереди следующая съемочная группа. Затем монтаж, озвучка и фильм представляли на суд госкомиссии, которая и принимала, выпускать на широкий экран или не выпускать. Фильм ставили в очередь. Обычно это 3-4 месяца для фильмов 1-ой категории и 5-6 месяцев для фильмов 2-ой категории. За это время нужно доработать фильм с учетом замечаний, подшлифовать некоторые шероховатости и сделать достаточное количество копий, чтобы премьера состоялась одновременно по всей стране.

Съемка фильма "17 мгновений весны". Из свободных источников
Съемка фильма "17 мгновений весны". Из свободных источников

В госприемку назначались представители разных профессий. Возглавлял комиссию обычно кто-то из именитых режиссеров или сценаристов, а членами комиссии были знаменитые актеры, критики из журналов и газет и представители от ЦК партии и комсомола. Каждый высказывал свое мнение. Иногда доходило до того, что при обсуждении какой-нибудь сцены возникал спор уже между самими членами приемной комиссии.

Как рассказывал мой консультант, дело доходило до смешного. Забыв о том, что вообще-то идет обсуждение фильма, спорящие члены комиссии затевали словесную перепалку между собой, порой переходя на личности в стиле Шуры и Паниковского, типа: «Да ты кто такой?» «А ты кто такой?» И чем больше было споров между членами приемной комиссии, тем больше было шансов оставить такую сцену без изменений. На мой вопрос, откуда происходят такие слухи, что тот или иной партийный и комсомольский деятель запрещал к выходу тот или иной фильм, он пояснил следующее. В моменты обсуждения фильма каждый член комиссии высказывал свое мнение. Это нормально - сколько людей, столько и мнений. Но потом, в период перестройки, вся пресса перекрасившись в желтый цвет, взялась эти мнения интерпретировать. Так, например, простое высказывание одного из членов комиссии перестроечная пресса переделала в громкий заголовок: "Великий режиссер запрещал выход на экраны всеми нами любимого фильма!" или "ЦК ВЛКСМ запрещало первый в СССР боевик "Пираты ХХ века!" Ну и что? Высказал свое мнение представитель от комсомола. Да он уже через пять минут забыл, что он там говорил. А теперь весь комсомол виноват.

Устоявшееся мнение, что "рубили" фильмы представители исключительно идеологических отделов ЦК партии и комсомола, абсолютно неверное. Эти деятели были только на подхвате! Самыми грозными цензорами выступали сами именитые режиссеры, сценаристы и актеры. Когда споры творческой интеллигенции заходили в тупик, вот тогда в качестве "разводящих" выступали Госплан и Минфин СССР. Допустить образование "бюджетной дырки" в стране не позволялось никому, тем более из-за каких-то дурацких "творческих разборок". "План по валу и вал по плану" - действовал безотказно. И поэтому в ответ на их "грозный рык", "творцы" в ускоренном порядке выпускали фильмы на экран. Здесь, как пословице "Не до жиру, быть бы живу".

Не забывайте про главную движущую силу любого такого "творца". Зависть, друзья мои! Банальная человеческая зависть. Творческая интеллигенция во все времена рьяно и сладострастно топила друг друга и без помощи партии. Это уже потом они все сваливали на партийные органы. Типа, не виноватая я, он сам пришел! С перестройки и до настоящего времени они продолжают сваливать репрессии против творческой интеллигенции на коммунистов и лично на тов. Сталина. Но при этом почему-то забывают упомянуть, сколько тысяч доносов было написано именно руками творческих работников на своих же коллег по цеху. Зависть к таланту! Обычная творческая ревность и нежелание уступать дорогу наступающим на пятки молодым талантам обычное явление в творческого среде. Они и в наше время без руководящей роли КПСС отлично справляются. Достаточно посмотреть на этот "дом престарелых" на выезде.

Из свободных источников
Из свободных источников

Лучше всех об этом сказал Сергей Довлатов:

Мы без конца ругаем товарища Сталина и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?»

А вот от кого действительно доставалась "киношникам", так это от критиков из советских газет и журналов. "Расписать под хохлому" мог любой печатный орган, независимо от того, имеет он отношение к кинофильму или театральной постановке, или не имеет. Основными критиками были журналы "Советский экран", "Искусство кино" и газета «Советская культура».

Коллаж автора
Коллаж автора

И, кстати, о фильмах про сталеваров и лесорубов. А как же "Весна на Заречной улице", "Высота" и "Девчата" с замечательным актером Николаем Рыбниковым? Разве плохие фильмы? А они, между прочим, про тот самый рабочий класс. Эти фильмы постоянно идут по ТВ в праздничные дни. А также все знают прекрасные песни из этих фильмов, которые поют даже современные певцы.

Коллаж автора
Коллаж автора

Я не устаю повторять: Истина где-то посередине. Глупо полностью отрицать идеологическое влияние КПСС и ее контроль за выходящей на экраны кинопродукцией. Но так же глупо, а скорее даже преступно, мазать все черной краской и марать клеветническими измышлениями тех, кто уже не может себя защитить.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх